Детский отдых на образовательно-терапевтическом конном подворье "Весёлая семейка".
О программе и основных принципах
Там, где сбываются мечты, где встречаются детство и зрелость, где природа утешает и окрыляет, где рождается чудесное внутри нас.
Цель проекта.
Создание пространства, где дети могут получить то недостающее звено в познании мира, которое сложно приобрести в городских рафинированных условиях.
Горожане погружены в атмосферу, где бетон, обилие транспорта, механичность угнетающе влияют на их физическое и душевное состояние.
Дети в сменах погружаются в естественную среду среди тарусских ландшафтов, в деревенский быт. Получают новый чувственный опыт через практическую работу на земле, общение с животными, походы по окрестным лесам и полям. Это гармонизирует личность, наполняет жизненной силой, восстанавливает душевно-физическое состояние, вдохновляет.

Для меня важно поддерживать естественность. Мы пользуемся натуральными материалами, ведём природосообразное хозяйство. В сменах не пользуются компьютерами, игровыми приставками, интернетом, телефонами, телевизорами (телефон нужен только для связи с родителями по вечерам по, желанию). Мы познаём мир естественным путём: сам наблюдаю > пробую > чувствую > понимаю > делаю выводы > выбираю > и сам создаю - таким образом затрагиваем и чувства ребёнка, и мышление, и волю.

С животными (лошади, кошки, куры, собака) я учу детей общаться не с позиции силы и потребительства, а с позиции доверия и сопереживания. В основе - натуральное общение без насилия, когда животное не принуждается к реагированию на физическую и душевную боль. Цель - прийти к взаимодействию через понимание "языка" животного и постепенное развитие в себе умения быть ответственным лидером, которому животное само захочет доверять и слушаться. Этому направлению нашего подворья посвящен отдельный сайт http://бегущаяслошадьми.рф

Творчество красной нитью проходит через все впечатления в сменах: мы рисуем, лепим, сочиняем, столярничаем, переводя приобретенный чувственный опыт и мысли в реальность. К нам приезжают интересные педагоги - мастера своего дела, которые готовы поделиться опытом.

Труд - как проявление воли ребёнка, когда мы дежурим, ухаживаем за растениями и животными, заготавливаем дрова и травы, следим за чистотой дома и участка, накрываем на стол, чиним и строим. Трудовая практика сразу даёт почувствовать результат вложений своих сил. Известно, что сделанное дело повышает уровень эндорфинов и даёт авансом дополнительные силы для новых свершений. Также заметно укрепляются дружеские отношения между детьми, занятыми одним делом. И так потом приятно услышать, когда после смены ребёнок говорит своей маме: "Мама, дай мне какое-нибудь дело дома!"
Большое внимание я уделяю теме славянской народной традиции. Я знакомлю детей с народным творчеством, раскрывая им маленькие секреты наших бабушек, которые творили волшебство в своей жизни своими руками. Мы учимся крутить (делать) народных куколок, учимся ткать пояса, писать писанки (расписывать сырые яйца), водить хороводы, узнаём целебную силу трав. Мы празднуем Купалу, учим народные песни, плетём волшебные венки, играем в народные игры, слушаем сказки.

Мудрость наших предков без излишних нравоучений воспитывает уважение к каждому человеку, кустику, жучку, ручейку. И даёт детям почувствовать себя такой же важной и сильной частью чего-то большего - целого народа и мира. Я доношу до детей понимание, что в обыденных вещах окружающих нас, предки видели загадку, красоту и глубокий смысл и поэтому следовали правилам, чтобы не навредить, а принести пользу. Поэтому, воспринимая мир в традиционном мировоззрении, невозможно вырасти равнодушным потребителем!
Сильной стороной детских смен является психологическое сопровождение каждого ребёнка. Тем более, что многие дети первый раз уезжают надолго из семьи, и я выстраиваю общение так, чтобы снизить этот стресс для новичков. Поэтому группы у нас не больше 20 человек и я всегда на связи с родителями.

Распорядок даёт основу для спокойствия и уверенности детей, но внутри этой основы всё подвижно. Если я вижу, что запланированное действие не будет сейчас подходящим, я подбираю другое, гибко подстраиваясь под состояние группы. Мы, как живой организм, следуем вдоху и выдоху, ищем новые возможности для каждого момента.

Много внимания уделяется наблюдению, профилактике и поддержке детей в сложных состояниях, при индивидуальных физических и психических особенностях, ограничениях, при сильных переживаниях, страхах. В начале смены я определённым образом организую взаимодействие и пространство в группе и даю необходимые психологические игры. Что помогает познакомиться детям с местом, со взрослыми, друг с другом, чтобы адаптация прошла как можно бережнее. Также для лучшей адаптации, я предлагаю родителям приехать с ребёнком заранее, например, записавшись на экскурсию. Чтобы ребёнок осмотрелся и познакомился со мной и с животными.
Если в первые три дня смены я замечу, что ребёнку слишком сложно без родителей, я сообщу о необходимости забрать ребёнка из смены.
Всменах проводятся арт-терапевтические занятия, помогающие детям узнать о самих себе, о разнообразии проявлений других детей. Это учит уважать и восхищаться разностью, и видеть мир полным и ярким. Также дети получают возможность отыграть ненужные и мешающие состояния, помочь в этом другим и облегчить навыки социального взаимодействия, научиться слушать и понимать другого, вести диалог.

В конце дня проводится круг у костра, в котором каждый желающий выговаривает впечатления о прошедшем дне, ненавязчиво обучаясь говорить о своих чувствах, желаниях, потребностях. Мы обсуждаем сложные моменты (если они были), учимся определять "что я хочу" и "что мне мешает", делаем выводы, открываем для себя полезные и сорные слова и действия. И в заключении я читаю детям сказку, рассказ, притчу или сочиняю терапевтическую историю, которая актуальна и поучительная для этого момента.

Психотерапия пронизывает всё в "Весёлой смемейке". Ведь "исцеление души" может происходить в любом месте и в любой момент, если он не упущен и поставлена правильная задача. Животные также являются помощниками в психотерапии. В нужный момент с нужными словами и действиями они помогают в сложных состояниях детей. Окружающая природа, пение птиц, наблюдение за животными и насекомыми, доброжелательность друг к другу - лучшая психотерапия. Труд, рукоделие, творчество, походы, народные игры можно использовать в помощь ребёнку, для гармонизации его состояний. Мир дарит нам многообразие возможностей для развития и целостности, и это прекрасно!

Для полноты картины смотрите фотоальбомы наших смен, читайте посты, задавайте вопросы и приезжайте к нам в гости! Более 5.000 фотографий в группе вконтакте и на странице фейсбука.